МБОУ "Нововерхиссенская СОШ"
с. Новые Верхиссы, р. Инсарский, Республика Мордовия
  • Социологическое исследование Федерального центра мониторинга питания обучающихся в 2024 году

    Автор: МБОУ "Нововерхиссенская СОШ"
    Цель опроса Исследование отношения питающихся начальных классов и их родителей к предоставляемому школьному питанию. Проводится Федеральным центром мониторинга питания обучающихся (ФЦМПО). Аналогичные исследования проведены ФЦМПО в 2022 и 2023 годах. Ссылка на опрос : http://фцмпо.рф КОД МБОУ Нововерхиссенская СОШ 17028
    Социологическое исследование Федерального центра мониторинга питания обучающихся в 2024 году.
    Форма опроса
    Данные в исследовании получаются путем опроса, через интернет (в веб-форме).
    Участники опроса заполняют анкеты самостоятельно (без интервьюера).
    Внесенные данные регистрируются на сервере ФЦМПО для последующей статистической обработки.
    Опрос анонимный, регистрация не требуется.
    Заполнять анкеты можно из любого браузера – как на компьютере, так и на смартфоне.
    Главная страница: http://фцмпо.рф – Социологический опрос
    Структура опроса
    Анкета опроса включает общие сведения – регион, код пищеблока, класс, а также содержательные вопросы по группам: общая оценка школьного питания; предпочтения по конкретным блюдам; родителям предлагается также оценить организованные в школе формы работы с родителями (в части питания), возможности родительского контроля.
    Некоторые из вопросов обязательны для отметки одного из ответов (они отмечаются *).
    Часть вопросов предполагают отметку нескольких вариантов.
    Большая часть вопросов анкеты соответствуют аналогичным вопросам анкет социологических исследований ФЦМПО в 2022 году и 2023 году, что позволяет сопоставлять данные «год к году».
    Перечни конкретных блюд для оценки составлены по результатам исследования частоты встречаемости различных блюд в меню школьного питания (за 1 полугодие 2023/24 года). В начале списка блюд размещены те, что встречаются чаще.
    Инструкция родителю
    Уважаемые родители!
    Приглашаем Вас и Ваших детей принять участие в общероссийском социологическом исследовании по выявлению удовлетворенности качеством школьного питания и вкусовым предпочтениям обучающихся.
    Цель исследования – совершенствование организации школьного питания, соответствие школьного меню пищевым предпочтениям детей.
    По итогам опроса будет сформирован аналитический отчет Министерства просвещения РФ и рекомендации для органов управления образованием о совершенствовании меню горячего питания школьников.
    Заполнение анкеты займет 5-10 минут, раз в год это весьма небольшая трудозатрата.
    Опрос носит анонимный характер, персональные данные не запрашиваются. 
    Все данные исследования будут использованы в обобщенном виде.
    Как заполнять анкету с ребенком
    Целью исследования является измерение отношения самих детей, мнение которых может отличаться от мнения родителей, педагогов, поваров и администрации школы. Поэтому важно, чтобы взрослые помогли ребенку в опросе лишь техническими, не диктуя свое мнение (даже с благими целями улучшить). 
    Дело взрослого – помочь запустить опрос, прочитать формулировку (первокласснику это может быть непросто), разъяснить при необходимости суть вопроса. Как показывает практика, эта игра ребенка вместе с родителем – весьма плодотворная основа для разговора о полезном питании, о вкусах.
    Особенности отдельных вопросов анкеты:
    •    В начале анкеты следует заполнить Код пищеблока школы (число 5-6 знаков), узнать который можно у сотрудника школы, ответственного за питание или же по ссылке, указанной в этом же вопросе.
    •    При отметке предпочитаемых блюд отметьте те блюда, которые ребенку нравится есть именно в школьной столовой. Если какое-то блюдо ребенок любит, но в школьном меню его нет – не нужно отмечать. Также блюдо с одинаковым названием может иметь разную оценку питающегося вообще (дома например) и в школьной столовой – отмечаем именно по школьным блюдам.
    •    Блюда сгруппированы по приемам пищи и разделам меню, поэтому могут встретиться в разных «ролях», например иногда каши дают не только в качестве горячего блюда завтрака, но и как гарнир.
    •    Кроме оценок отдельным блюдам, анкета просит поставить оценки и Завтраку/Обеду в целом.
    После окончания опроса (последнего ответа) система выдает сообщение о записи (приеме) анкеты. Если такого сообщения вы не увидели или увидели сообщение о прерывании сеанса (или ошибке) – нужно повторно заполнить анкету, заново введя ответы. Редко, но бывает.
    Если у вас несколько детей, для каждого из них опрос проходим отдельно – вкус и восприятие у каждого свои.
    Инструкция школе
    Запуск опроса
    Адрес анкеты опроса для детей: https://opros.cemon.ru?r=deti
    oпроса для родителей: https://opros.cemon.ru?r=roditeli
    При опросе указывается конкретная школа (пищеблок). Каждый пищеблок школы в РФ имеет свой уникальный код в базе данных Федерального мониторинга питания. Узнать код школы можно по адресу https://monitoring.cemon.ru/#/home– там для поиска можно выбрать ваш регион и ввести часть названия школы (например для поиска «СОШ Опалиховская школа» вводим «опалих» - система покажет все подходящие названия). Скорее всего, код школы уже знает ответственный по питанию школы.
    Для запуска опроса Дети в школе с кодом 12345 используют адрес: https://opros.cemon.ru/?r=deti&code=12345
    Таким образом, параметр «code» используется для автоматического заполнения кода школы – чтобы детям и родителям не пришлось его искать и вводить вручную.
    Такую конкретизированную ссылку стоит разместить на сайте школы, а также использовать в чатах (школьных, классных) или мессенджерах – для передачи ее родителям и детям.
    Зачем это?
    Участие в Опросе не обязательно. Вы в нем участвуете только если вас действительно интересует возможность повлиять на улучшение Школьного питания. (Также не обязательно быть грамотным или есть, например).
    ФЦМПО просит избегать в работе с родителями слова «обязательно» – это вызывает отрицательные эмоции принуждения, способствует формальному участию, искажению результатов измерения.
    Для начала опроса следует проинструктировать классных руководителей начальных классов (напомним, федеральный Мониторинг питания ведется пока только по начальным классам), объяснив задачи данного исследования, его общефедеральный характер, напомнив о бесплатности мероприятия и небольших трудозатратах на прохождение опроса. Такой инструктаж является хорошим случаем напомнить о:
    •    задачах школьного питания, 
    •    необходимости его соответствия утвержденным нормативам потребления (физиологической норме для детей),
    •    главном приоритете – насколько в результате питание нравится самим детям.
    Социологическое исследование предоставляет редкостную возможность поучаствовать в решении этого вопроса большой социальной значимости, касающегося каждой семьи и школы (несколько раз в день). Поучаствовать фактически (а не кухонными разговорами, домыслами и сплетнями); измерением (в цифровом виде); с возможностью сопоставления результатов разных школ, районов, регионов (оценить себя на фоне других, поучиться на чужом опыте). Результаты исследования будут доступны для авторов меню, руководителей управлений образования, технологов – т. е. тех, кто фактически принимает решение о составе меню школьного питания.
    Классные руководители, по мнению Федерального центра мониторинга, являются ключевым звеном в организации именно массового измерения. Многим из них вопросы питания небезразличны, а ФЦМПО предоставляет инструмент для реального влияния на будущее школьного питания в РФ. Как минимум, классный руководитель имеет возможность довести до всех родителей сведения о данном исследовании, передать ссылки на опросы, расспросить – принимали ли участие и почему нет. Сам (например в своем чате с домашними заданиями) или через своих помощников в Родительском комитете.
    Для фактического знакомства с исследованием классный руководитель, безусловно и сам проходит опрос, например как родитель и вместе со своим ребенком (если он родитель). Если же у него нет ребенка в начальном классе – вместе с тем членом родительского комитета, кого классный руководитель просить подсобить в данной работе.
    Сотрудник администрации школы, ответственный за организацию питания (кто собирает заявки на питание с  численностью и в конце месяца подписывает акт; а также отвечающий за методическую работу по питанию с детьми и родителями) – играет главную роль в общей работе школы по исследованию питания. Его наблюдения за работой классных руководителей по доведению информации до родителей, подсказки, обмен опытом между классами, ответы родителям (в т.ч. на неприятно звучащие вопросы) – также необходимы для получения статистически значимого результата.
    Заметим, что новацией СоцОпроса-2024 (по сравнению с предыдущими), будет получение итоговой статистики с детализацией до школы и района, поэтому работа по питанию в конкретной школе будет видна всем.
    При участии в исследовании следует избегать любых приемов, искажающих измерение. Например, таких, как:
    •    Попросить ученика несколько раз пройти опрос.
    •    Попросить родителей много раз пройти опрос (за вымышленного ребенка).
    •    Попросить пройти опрос побыстрее, выбрав случайные варианты ответа.
    •    Запереть всех учеников в классе после уроков до тех пор, пока они на учительском компьютере не пройдут опрос все.
    •    Выставлять оценки повыше, чтобы показать что школа лучше других.
    •    Фотографировать ответы детей чтобы поругать за низкие оценки.
    Примечание: ФЦМПО не располагает сведениями (тем более фактами) о применении подобных средств, но о них (без подтверждения) заявляли некоторые лица и организации.
    Обеспечение презентативности
    Для получения статистически значимого измерения отношения к питанию нужно чтобы в опросе участвовали разные люди (и питающиеся и родители). Достигнутая в 2022-23 гг степень охвата («каждый 9-й питающийся»), конечно, является беспрецедентно высокой, но при более тщательном рассмотрении оказывается, что это означает «из класса в 20 человек мы основываем суждение на мнениях только 2 из них». В случае малой презентативности есть вероятность, что в опросе поучаствуют только те, кого школьное питание волнует особо и это исказит общее измерение, неадекватно отражая генеральную совокупность мнений.
    По мнению специалистов ФЦМПО, на 2024 год следует ставить задачу охвата опросом не менее 20-25% от общего числа питающихся. Т.е. для приведенного выше примера «класс в 20 человек» – ориентироваться на то, что в опросе примут участие хотя бы 4-5 питающихся. Число небольшое, но раньше было меньше. Предположим, что 10-15% заранее негативно относящихся – проигнорируют предложение (конструктивное же, поэтому против) – из 20 останется 17-18 человек, и если даже лишь половина из них найдет желание потратить 5-10-15 минут (в год) на участие в исследовании, число участников составит 8-9 человек. Эта общая примерная иллюстрация показывает реалистичность формирования презентативной выборки опрашиваемых.
    Ключевым в данном вопросе является желание (впрочем, как и во многих других вопросах школьной жизни). Не деньги, не материальная обеспеченность. Желание.
    Как заполнять анкету с учеником
    Опрос по питанию сам питающийся может проходить как дома, так и в школе. 
    Технически анкету можно заполнить не только на настольном компьютере, но и на смартфоне – это редкая возможность применять детские смартфоны с пользой (а не для прожигания времени в стрелялках или с шутовскими блогерами), поэтому заполнить анкету ребенок может и в перерывах между сеансами образовательного процесса.
    Поскольку питание является неотъемлемой частью окружающего мира, технологий и темой разговоров о самом главном – одноименные части школьного расписания также могут быть украшены легким для детей развлечением с выставлением оценок блюдам (и взрослым вообще) – как минимум 1-2 ученика могут запросто пройти анкетирование в урочное время, в качестве иллюстрации к основной теме.
    Целью исследования является измерение отношения самих детей, мнение которых различается с мнениями других людей – педагогов, поваров, администрации школы, других учеников. Поэтому важно помочь ребенку в опросе лишь технически, не диктуя свое мнение (даже с благими целями что-нибудь улучшить). 
    Дело взрослого – помочь запустить опрос, прочитать формулировку (первокласснику это может быть непросто), разъяснить при необходимости суть вопроса.
    Особенности отдельных вопросов анкеты:
    •    В начале анкеты следует заполнить Код пищеблока школы (число 5-6 знаков). Если он не заполнен школой заранее, узнать Код можно у сотрудника школы, ответственного за питание или же по ссылке, указанной в этом же вопросе на экране. Код одинаковый для всей школы, поэтому узнав его единожды, дальше используем.
    •    При отметке предпочитаемых блюд отметьте те блюда, которые ребенку нравится есть именно в школьной столовой. Если какое-то блюдо ребенок любит, но в школьном меню его нет – не нужно отмечать. Также блюдо с одинаковым названием может иметь разную оценку питающегося вообще (дома например) и в школьной столовой – отмечаем именно по школьным блюдам.
    •    Блюда сгруппированы по приемам пищи и разделам меню, поэтому могут встретиться в разных «ролях», например иногда каши дают не только в качестве горячего блюда завтрака, но и как гарнир.
    •    Кроме оценок отдельным блюдам, анкета просит поставить оценки и Завтраку/Обеду в целом – по обычной школьной шкале оценок.
    После окончания опроса (последнего ответа) выдается сообщение о записи (приеме) анкеты. Если такого сообщения вы не увидели или увидели сообщение о прерывании сеанса (или ошибке) – нужно повторно заполнить анкету, заново введя ответы. Редко, но бывает.
    Если опрос по питанию на компьютере учителя проходят несколько детей, делают это по очереди, заново открывая страницу опроса. Помним, что вкус и восприятие у каждого свои и опрос – не соревнование «поставь побольше», а измерение.
    Инструкция управлению образования
    Как показала практика общефедеральных мероприятий по измерению отношения к питанию, для успешного выполнения таких исследований необходимо участие органа государственного управления.
    Форма участия: извещение подведомственных образовательных организаций о самом мероприятии и периодический контроль степени участия разных школ.
    Опрос занимает немного времени (4-5 минут – «детский» и 5-10 – «взрослый»), что 1 раз в год не может быть названо значимой трудозатратой. Желание участвовать в исследовании объясняется лишь доведением информации о возможности и мотивацией потенциальных участников. 
    Для доведения информации современные информационные технологии предоставляют широкий спектр возможностей: сайты, чаты, мессенджеры – практически освоенный и учителями и родителями. Эти средства не требуют затрат (включая значительные трудозатраты).
    Мотивация повлиять на школьное питание – до сих пор мало используемый ресурс в школьном администрировании, часто подавляемый. Дайте родителям и детям оценить, без давления – и вы получите ценную информацию для последующих рациональных решений по управлению школьным питанием. Бесплатно – статистическая обработка выполняется ФЦМПО. С возможностью сравнения с соседними регионами – опрос общефедеральный. 
    В опросе 2024 года обеспечивается детализация до школы, что позволяет получить данные и по школам и по районам.
    Очень важно при запуске опроса избежать давления на участников исследования. Не стоит просить «оценить наш регион/район/школу повыше» – целью исследования является измерение текущего состояния. Не существует планов/намерений как-то наказывать или хотя бы рейтинговать школы/регионы за «низкие показатели». Единственное, что можно оценить в лучшую/худшую сторону – это желание участвовать в рациональном управлении школьным питанием; или даже напротив – препятствование ему. Достоверно судить об этом можно по числу опрошенных, в отношении к общей численности питающихся – такие сводки ФЦМПО будет предоставлять по ходу соцопроса в 2024 году.
    Что указать в сопроводительном письме
    Извещая подведомственные организации (школы и районные управления образования) о Социологическом исследовании отношения к школьному питанию, проводимому ФЦМПО в 2024 году, следует указать адреса для опросов «дети» и «родители» и приложить:
    •    Инструкцию для школы
    •    Инструкцию для родителя
    •    Список кодов школ региона, упорядоченный по районам и алфавиту названий школ.
    Обеспечение презентативности
    Для получения статистически презентативных данных в 2024 году полезно ставить задачу «опросить каждого 4-го или 5-го ученика». Ведь даже беспрецедентный охват опросом в 2023 году в более чем 2 млн участников (включая около 900 тыс. питающихся) означает, что был опрошен лишь каждый 9-й ученик. Что для класса в 20 человек означает – 2. При такой степени охвата измерением есть опасение (и вероятность) что в опросе могли участвовать только отдельные лица, особенно обеспокоенные по отношению к школьному питанию.
    Для реального получения серьезного охвата требуется организационная работа – по объяснению целей и задач исследования (включая его общефедеральный статус), а также контроль работы подведомственных учреждений. Например, ставя задачу получения охвата в 25% в течение 2 месяцев, можно установить «контрольные точки» раз в неделю, ожидая рост доли опрошенных на 3-5% в неделю (заметим, что физически опросить каждого четвертого-пятого можно и за 1 день).
    Количество опрошенных (по школе, району) следует соотносить с общим числом питающихся (что для начальных классов совпадает с «числом обучающихся»), оценивая охват процентным отношением.
    Практика общефедеральных мероприятий по питанию показывает что разные школы и специалисты работают с разной степенью эффективности и грамотности. Просим вас отмечать (а лучше поощрять) работу лучших специалистов, публиковать такие лучшие практики.
    Поскольку наряду с «отличниками школьного питания» существуют и люди других взглядов, для работы с типовыми возражениями ФЦМПО прилагает подготовленные ответы на наиболее часто высказываемые возражения – эти формулировки вы можете использовать в вашей методической работе.
    Получение результатов
    Заполненные анкеты сохраняются на интернет-сервере ФЦМПО (физическое размещение – г. Москва, Государственный университет просвещения). Они не передаются другим организациям и лицам (например за границу РФ).
    Для статистической обработки полученных материалов используется цифровая платформа отечественной разработки «1С:Предприятие». Результаты представляются в графическом и цифровом виде, доступ к ним в цифровой платформе ФЦМПО предоставляется всем получившим доступ в БД ФЦМПО (cemon.ru) специалистам, включая ответственных по питанию региональных министерств образования.
    Данные исследования за 2024 год будут обработаны и опубликованы по завершении исследования (в ноябре 2024).
    Пример отчета по социологическим исследованиям предыдущих периодов опубликован на сайте ФЦМПО (https://фцмпо.рф/wp-content/uploads/2024/10/r22-1.htm).
    Приложение. Частые вопросы (FAQ), Типовые возражения
    Обязательно ли участие в опросе?
    Участие в Опросе не обязательно. Вы в нем участвуете только если вас действительно интересует возможность повлиять на улучшение Школьного питания. 
    (Также не обязательно быть грамотным или есть, например).
    Где взять ссылку на опрос?
    Общефедеральная ссылка:
    анкета опроса для детей: https://opros.cemon.ru?r=deti
    для родителей: https://opros.cemon.ru?r=roditeli
    В школе вы можете получить более конкретизированную ссылку на опрос именно вашей школы, с указанием Кода пищеблока. Например, для запуска опроса Дети в школе с кодом 12345 адрес будет иметь вид  https://opros.cemon.ru/?r=deti&code=12345
    Где взять Код школы?
    Код пищеблока школы в базе данных ФЦМПО можно найти на странице https://monitoring.cemon.ru/#/home
    Также его можно спросить у ответственного по питанию в вашей школе.
    Нужно ли регистрироваться для участия в опросе?
    Регистрация не требуется. Опрос анонимный.
    Где хранятся данные, нет ли утечки в недружественные страны?
    Данные, получаемые в ходе исследования, регистрируются на сервере Федерального центра мониторинга питания обучающихся (г. Москва), физически сервер расположен в Государственном университете просвещения.
    Данные не передаются в другие организации и страны.
    Как защищены персональные данные?
    В социологическом исследовании школьного питания, проводимого ФЦМПО, не используются персональные данные. Опрос анонимный.
    В каком виде публикуются результаты опроса?
    Полученные в ходе исследования данные передаются на статистическую обработку, результат которой публикуется в диаграммах и таблицах. 
    Результаты социологического исследования 2024 года будут обработаны по завершению социологического опроса (запланирован на ноябрь 2024 года).
    Пример публикации результатов соцопроса за предыдущие годы см. на https://фцмпо.рф/wp-content/uploads/2024/10/r22-1.htm
    У нас и так много разных опросов и мониторингов. Зачем этот опрос, чем он отличается?
    Социологическое исследование ФЦМПО носит общефедеральный характер. Его отличия от других, более частных исследований:
    •    Широкий охват. Исследование ФЦМПО проводится во всех регионах РФ, что позволяет выявлять общие тенденции, сопоставлять данные различных регионов и федеральных округов.
    •    Результаты публикуются и могут быть использованы как специалистами, так и родителями. Как правило, локальные опросы носят закрытый характер.
    •    Исследование содержит как общие оценки комплексов (завтраки/обеды), так и оценки конкретным блюдам школьного меню. В 2024 году списки блюд конкретизированы по приемам пищи и разделам меню согласно частоте их встречаемости в меню школьных столовых РФ.
    •    Исследование не требует затрат по подготовке, размещению и обработке данных – все эти работы берет на себя ФЦМПО.
    •    Для получения конкретизированных данных по школе (или району/региону) в опросе указывается конкретный Пищеблок. Таким образом, локальное исследование (например на уровне школы) может быть просто частью общефедерального опроса. Для этого достаточно лишь желания администрации школы. (обратное технически невозможно).
    Я и так каждый день вижу как дети едят и все знаю про школьное питание
    Для обоснованного суждения наблюдение за явлением должно носить систематический характер, результаты документироваться и затем анализироваться с учетом их статистической природы (в случае питания – разброса мнений). В быту такое не встречается. Даже ежедневное пребывание в столовой и наблюдение за множеством детей без оцифровки и анализа – лишь вырабатывают эмоцию, но не дают основания для рационального суждения. Для управления на рациональной ( не интуитивно-чувственной) основе школьное питание нуждается в фактологической регистрации потребительских ощущений, мнений и настроений. Для этих малоформализованных сущностей необходима их цифровизация (оценки в числовом виде), для последующего рейтингования. Например рейтинги блюд нужны для того, чтобы вырабатывать сугубо практические решения по составу блюд меню. Используемые формулы типа «дети кашу не едят», «поколение гамбургеров» в управленческой практике следует заменить на рассудочные процедуры принятия решения об использовании в коллективных меню блюд с наилучшими оценками.
    Важно выявление особенностей региональных или даже до уровня школы, для выявления этих различий необходима сопоставимость оценок, полученных в разных пищеблоках. Единый общефедеральный дизайн исследования питания дает такую возможность.
    Поэтому советуем получить измерения (это же не трудно?) и затем сверить их с вашими интуитивными наблюдениями. Обычно при этом есть поводы для удивления.
    Можно ли будет получить результаты по конкретной школе? Району?
    Да. В опросе регистрируется код конкретного пищеблока. Это позволяет получить в статистической обработке результаты по одной школе. Или по школам одного района.
    Какова объективность получаемых в таком опросе данных?
    Первоначальная оценка (блюду или питанию), полученная от конкретного индивида, безусловно носит субъективный характер. А вот совокупность таких измерений – вполне может отражать тенденции и закономерности. Очевидно, что чем шире эта совокупность, тем больше вероятность получения обобщенных сведений, описывающих явление в целом.
    На сегодня число участников социологических исследований ФЦМПО по школьному питанию является беспрецедентно большим. Так, в 2023 году в опросе участвовало более 900 тысяч питающихся, т. е. не менее чем каждый девятый. Столь широкий охват не позволяет сомневаться в достоверности получаемых данных. Возможность тендециозной подделки данных, в силу полностью автоматического их сбора – не существует (некому подделывать, нет интересов). Свободный доступ участников опроса («формирование выборки по заявительному, случайному принципу») позволяет каждому участнику опроса выразить свое мнение там, где внешнее давление исключено (существуют утверждения некоторых лиц и организаций о том что в школах учеников заставляли ставить хорошие оценки и даже фотографировали их, но без приведения фактов).
    Таким образом, данное социологическое исследование на сегодня является наиболее совершенным измерителем отношения потребителей, из всех опубликованных.
    В школе заставляли участвовать в опросе и выставлять только высокие оценки
    Целью социологического исследования является измерение отношения самих питающихся и их родителей. Любое давление на участников опроса, даже с «благими» целями улучшить что-то (продвинуть в рейтинге любимое блюдо или школу) – искажает измерение.
    Заметим при этом что результаты социологического исследования не используются для оценки деятельности школ. Хотя, безусловно, число небезразличных к школьному питанию, вовлеченных в процесс его совершенствования – достоверно регистрирует уровень работы.
    У ученика и родителя всегда есть возможность пройти опрос вне школьных стен. Это не «локальный опрос», ссылка на который действует только в определенном месте (локальной сети). Опрос анонимный. Регистрация не требуется. Ссылка общеизвестна.
    Но главное – что в большинстве школ совершенно спокойно относятся к такому измерению отношения к питанию, хотят использовать его для улучшения меню.
    Откуда взяты списки блюд для опроса?
    Анкеты (для детей и родителей) содержат и вопросы с перечнями конкретных блюд, по которым предлагается отметить те блюда, которые ребенок любит.
    Вопросы такие содержат блюда из одного конкретного раздела меню (суп, горячее блюдо завтрака и т. п.), т. е. блюда в этих списках используются в одинаковой роли, сопоставимы.
    Конкретные названия блюд получены в результате исследования частоты встречаемости различных блюд в меню школьного питания РФ, в котором были проанализированы все меню за первое полугодие 2023/24 учебного года.
    В начале списков блюд помещаются те, которые встречаются в меню чаще, в конце – те, что встречаются редко.
    Списки блюд иногда длинные – в силу большого разброса мнений авторов школьных меню.
    Некоторые наименования блюд встречаются в нескольких вопросах одновременно – бывает, что одно и то же блюдо используется и в завтраке и в обеде.
    Иногда присутствие блюда в вопросе вызывает удивление (например суп на завтрак) – но так уж оказались устроены меню школ на сегодня.
    Главное в оценке – отмечайте только те блюда, что ребенок ел в школьном меню и они ему понравились (домашние блюда – не тема для данного опроса).
    Почему в анкете Плов предлагается оценить в нескольких разных вопросах?
    Потому что в некоторых школах РФ это блюдо встречается как в меню завтрака, так и в меню обеда. 
    Многие считают что различия между тем что следует давать на Завтрак и Обед – это сложившиеся представления. Анализ школьных меню показывает дискуссионность этого вопроса. Для разработки же меню коллективного питания нужна определенность, поэтому измеряется отношение к блюду в контексте конкретного приема пищи.
    Если в нашей школе не дают блюда из предложенного списка, как его оценивать?
    Главное в оценке – отмечайте только те блюда, что ребенок ел в школьном меню и они ему понравились.
    Если ребенку нравится блюда, но в школе его не дают, не следует отмечать это блюдо как «любимое блюдо из школьного питания». Домашние блюда – не тема для данного опроса.
    Если ребенку не нравится какое-то блюдо и он его даже не пробует, как оценивать?
    Отмечать «блюдо нравится» следует только для тех блюд, что ребенок ел в школе и оно ему понравилось. Если блюдо было и было даже вкусное (для вас, для других), но конкретный Питающийся его не стал есть – не ставьте галочку у этого блюда.
    Я сама не проходила этот опрос но сомневаюсь стоит ли?
    Стоит. Получите собственные ощущения, реальные – и уже потом судите.
    Много времени это не займет. А суждение будет обоснованным – например, вы можете сказать что конкретно не понравилось.
    Нужно ли подписывать Согласие?
    Для участия в данном исследовании не требуется подписания никаких дополнительных документов.
    Кроме того, поступая с ребенком в школу, вы и так уже подписали целый ряд документов, гораздо более детально вас идентифицирующих и иногда даже обязывающих. Все они остаются в силе.
    Участие в опросе анонимное. Регистрации не требуется
     

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie